четверг, мая 08, 2008

Прочитал книгу - выбрось!

Каждый год появляется несколько тысяч новых книг по бизнесу и такое же, если не большее количество уходит в небытие. Вот я попытался разобраться, в чем же причина этого?

Начав читать "Воля и видение" Теллиса, я увидел описание одной из причин этого явления. Клейтон Кристенсен в предисловии пишет о том как ученые составляют модели явлений:
На начальной стадии ученый должен тщательно наблюдать за интересующим его явлением и фиксировать увиденное. Далее следует попытка определить класс феномена таким образом, чтобы упростить, но одновременно подчеркнуть важные отличия. Наконец, происходит выдвижение теории, которая, будучи построена на прочной классификационной схеме, в состоянии объяснить, что является причиной чего, почему и при каких условиях.

Далее ученые используют теорию, чтобы предсказать, что они увидят, когда вернутся к наблюдениям за феноменом. Если предсказания теории сбываются, значит теория полезна. Но если ученому случится наблюдать [...] явление, которое примененная теория не может ни предсказать, ни объяснить, он будет вынужден вернуться на стадию классификации.

В свете этой «теории о том, как строятся теории», подавляющее число людей, пишущих книги и статьи о бизнесе и управлении, могут быть обвинены в вопиющих академических злоупотреблениях и халатности. На индуктивной стороне этого цикла большая часть из них настолько страстно желает научить менеджеров, что им делать (что есть причина чего), что они пускаются прямо в
теоретизирование, минуя необходимые предварительные стадии тщательных наблюдений и классификации явлений. Вместо этого они выбирают несколько примеров или слухов, которые свидетельствуют в пользу тех выводов, которые они уже сделали, и уверяют нас, что каждый порядочный менеджер обязан действовать именно так. Год за годом сотни книг уходят в небытие, потому что содержащиеся в них теории не базируются на аккуратных наблюдениях и классификации.
Думаю многочисленная критика книг Траута основывается именно на этой причине - однобокой тенденциозной подаче фактов, специально подобранных для оправдания его теорий.

Другой же причиной быстрого ухода бизнес книг со сцены я считаю влияние издателей:
- как только автор книги умирает или его популярность падает, издателям становится невыгодно издавать его книгу (не уверен на 100% что это так, но допускаю),
- и во вторых издателям выгодно постоянно выдвигать новых авторов (у них и меньше запросы и создается некая видимость динамики и развития), а те уже в свою очередь стараются представить именно свои идеи как новинку, демонстративно игнорируя уже существующие аналогичные или даже идентичные идеи.

Из-за этого многие книги и идеи в них забываются просто незаслуженно. Если взять например книгу по психологии рекламы, изданную в начале прошлого века в Германии и любой современный учебник - последний проиграет и по простоте и наглядности изложения и спектру рассматриваемых явлений.

В чем можно увидеть плюс регулярного обновления книг по бизнесу, так это в приближении практических примеров к нашей действительности. Все таки некоторые описанные вещи действительно устаревают, например не думаю, что кто-то будет организовывать отдел продаж в точном соответствии с примерами 100 летней давности. Но с другой стороны этот плюс перевешивается необходимостью в 1001 раз читать давным-давно изученные и описанные факты и явления.

А как вы относитесь к постоянному обновлению деловой литературы?

4 комментария:

biblio-koshka комментирует...

Я считаю, что одновления и изменения в деловой лдитературе - это плюс! Главное успеть угнаться;)

Дмитрий Вострецов комментирует...

А я считаю, что информации в мире (не только деловой литературе) уже слишком много. Читаю сейчас Нетократию, там про это хорошо написано. И следуя основной идее книги, будущее за тем кто сможет из этого потока отсеять, выбрать и осознать знания.

Армен Каладжян комментирует...

Не плюс это, и не минус. Это естественная тенденция: с ростом населения, повышением плотности / количества специалистов по специальности, усилением конкуренции растет информационный шум. Все хотят заявить о себе. Рост блогов относится к тому же феномену.
Ошибка менеджера - пытаться угнаться за этим шумом, забывая, что лучше множить собственный опыт и интуицию, чем количество прочитанных книжек. Я считаю, что чтение приносит пользу только до определенного момента в жизни, когда уже нужно отдавать предпочтение деятельности, а не собиранию книжных знаний.

Дмитрий Вострецов комментирует...

Согласен с вами, Армен. Чтение не должно подменять собой деятельность. Но многие менеджеры делают обратную ошибку - не читают совсем, подменяя чтение семинарами, тренингами и т.п.
Истина конечно (посередине) в умении сбалансировать процессы поглощения и использования знаний.