среда, февраля 27, 2008

Маркетинг торгово-развлекательного центра

Для начала попробуем разобраться, какие же цели обычно ставятся перед директором по маркетингу в торгово-развлекательном центре. Целей обычно две - увеличение числа арендаторов с одновременным увеличением арендных ставок и привлечение как можно большего числа покупателей. Обе цели прямо взаимосвязаны, ведь чем больше людей приходит в центр, тем более он привлекателен для арендаторов. Соответственно, если задачу привлечения «лакомых» арендаторов ТРЦ приходится решать самостоятельно, то задачу увеличения проходимости центра уже можно решать совместно с арендаторами на их же деньги.

Таким образом, стань я вдруг директором по маркетингу ТРЦ, свою работу я бы начал с анализа и сопоставления данных о проходимости центра, состава арендаторов и концепции ТРЦ. На последнем стоит остановиться подробнее, насколько мне известно, многие ТРЦ начинали с отлично проработанной концепции, однако впоследствии скатились просто к продаже площадей. Это конечно проще, но намного менее выгодно для центра. Причины этому совершенно разные - от плохо разработанной концепции, неправильно рассчитанных транспортных потоков, появления конкурентных ТРЦ, ухода якорных арендаторов, завышенных арендных ставок, до экономии на персонале и т.д.

Данные о проходимости центра позволили бы нам понять какой контингент ходит в центр, его распределение по времени суток и дням недели. Дополнительно возможно было бы провести исследование декларируемых и реальных целей прихода в центр.

Состав арендаторов позволил бы нам понять, есть ли перевес в сторону какого-то одного типа товаров, какие арендаторы приносят нам больший доход, кто из арендаторов пользуется спросом, а кто просто площади занимает. При этом последних надо рассмотреть подробнее - возможно кто-то из них и не пользуется особенным спросом, но зато привлекают покупателей в центр.

Сопоставление полученных данных с концепцией позволило бы понять, насколько деятельность центра соответствует описанной. А поскольку на основании концепции рассчитываются сроки окупаемости, то мы бы поняли, эффективно ли работает центр и нужно ли вносить изменения в его деятельность или же наоборот приводить концепцию в соответствие с реальностью.

Отдельно стоит провести изучение игровых зон, кинотеатра, фудкорта, анализ удовлетворенности посетителей, арендаторов и т.д.

Ну и напоследок несколько идеек по привлечению покупателей:
  • Создание велосипедных стоянок для привлечения молодежи, тем более что скоро лето
  • Создание информационных сервисов на базе SMS и Bluetooth для покупателей. SMS сервисы могли бы продвигать сами арендаторы, получая индивидуальные номера сервиса и создавая списки подписчиков из числа своих покупателей.
  • Создание игровых площадок и комнат для детей до 2 лет. Обычно игровые площадки не рассчитаны на детей такого возраста, соответственно центр теряет категорию родителей с детьми такого возраста.
  • Развитие сайта ТРЦ. Все виденные мною сайты торговых центров представляют собой тихий ужас и могилу инвестиций.
  • Развитие участия центра в культурной жизни района и города в целом.

Дополните?

Комментариев нет: