вторник, марта 18, 2008

Король универмагов

Кому только не приписывают фразу про пустую трату 50% рекламного бюджета, однако чаще всего фразу эту приписывают Джону Ванамейкеру, королю универсальных магазинов, как его называл Котлер.

У Котлера цитата звучит так - "Я знаю, что половина моей рекламы идет впустую, только не знаю, какая половина. Я трачу на рекламу 2 млн. долларов, но не могу сказать, есть ли это половина того, что нужно или в два раза больше, чем нужно". Согласитесь, смысл этой цитаты кардинально отличается от той, что обычно приводят в эпиграфах. К сожалению, нет под рукой английского оригинала и проверить правильность перевода не представляется возможным. В пересчете же на современные деньги 2 млн. конца 19 века становятся 42 млн. долларов. Что согласитесь совсем немало для рекламы 2 магазинов.

Но речь даже не об этом. Хочется поговорить о том, кем же был Джон Ванамейкер, что его цитируют и 100 лет спустя. Родился он в 1838 году, получил образование в 2 класса и в 23 года начал восхождение к своей миллиардной империи, открыв свой первый магазин на накопленные $1900 и $1600, полученные от родственников.

По сегодняшним меркам Ванамейкера назвали бы инновационным и социально ответственным. В 1876 году он первый ввел оплачиваемые летние отпуска для своих сотрудников; в 1878 году впервые применил электрическое освещение в магазинах; в том же году ввел в практику распродажи по поводу праздников, в следующем году стал устанавливать в магазинах телефоны; в 1880 году стал использовать пневмопочту для сбора денег от кассиров (это изобретение розница использует и по сей день); 2 года спустя стал создавать в своих магазинах комнаты отдыха и устанавливать эскалаторы; в этом же году ввел обучение продавцов, к 1891 году это обучение стало регулярным и в 1896 превратилось в первый в мире Институт бизнеса; в 1894 году впервые ввел новогодние выходные для продавцов, а 3 года спустя стал выплачивать им бонусы к Рождеству. Кроме того, заслугой Ванамейкера являлось введение фиксированных цен в своих магазинах, чего до него никто не делал.

В своем бизнесе он придерживался правила, которое он постоянно повторял своим продавцам: "Представьте себя на месте покупателя и обеспечьте ему такой сервис, который сами хотели бы получить".

К слову, благодаря Ванамейкеру и его магазинам никому неизвестный тогда Генри Форд смог начать широкую продажу своих автомобилей.

PS. В следующий раз попробую рассказать о принципах Джона Ванамейкера и его коммерческом институте.

1 комментарий:

Александр Блохин комментирует...

Это великолепно. Идёт в закладки.