Книга Валерия Кубасова давно лежала у меня в архиве, но как-то не было ни времени, ни настроя прикоснуться к ней. И вот выдался ленивый день и книжка улетела в миг. Для тех, кто не в курсе, Валерий Кубасов участник полета Союз-Аполлон и участник ещё двух полетов в космос - первого группового из 3 кораблей и одной из экспедиций Интеркосмоса. И в своей книге он описывает свое становление как космонавта и семидневный полет с венгерским космонавтом на орбитальную станцию Салют-6. В целом, жанр космических мемуаров нисколько не устарел. Хоть книга и написана больше 30 лет назад, но по степени детальности и увлекательности не уступает Руководству астронавта по жизни на Земле Криса Хедфилда, которого я читал пару лет назад.
Например, я с удивлением узнал, что космонавты считали свои биоритмы, правда непонятно по своей инициативе или же в рамках реальных исследований. Ведь биоритмы, которые считаются от даты рождения сейчас никем не признаются достоверными.
Или про разность подходов к планированию работ на орбите: "Начиная с полета "Союз-3", стали делать так: экипаж снабжали специальной бортовой документацией, подготовленной опытными специалистами. Любая операция проверена, отработана на стендах и тренажерах, ее последовательность изложена в тщательно составленном тексте, а космонавты вносят свои коррективы.
Есть бортовая документация и у американских астронавтов. Правда, составлена она иначе. Отдельные операции занесены у них в книгу, называемую детальным планом полета, который расписан буквально по часам. Вся информация, касающаяся, скажем, научных экспериментов, тут же. Нам такая система показалась неудобной. Попробуй распиши по часам, например, 185-суточный полет!
Решили подробную программу делать на сутки, а всем повторяющимся операциям, экспериментам посвятить отдельные книжки."
А сентенция из дореволюционного циркуляра Морского технического комитета, которую космонавты-инженеры повесили на стене зала подготовки и сейчас звучит современно и здраво для любого самостоятельно мыслящего и действующего специалиста:
"Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать наперед соответствующие указания, а поэтому господа инженеры должны проявлять инициативу и, руководствуясь знанием своей специальности... прилагать все усилия для оправдания своего назначения".
Кстати, Кубасов уже тогда участвовал в разработке проектов корабля для полета на Марс. И лучшей современной иллюстрацией к книге будет фотография памятника Гагарину с известной фразой - "Юра, мы все пр**бали".